Главная страница


Диметиловый эфир как новое дизельное топливо был предложен для специалистов неожиданно и рассматривается ими как многообещающий прорыв в области моторных топлив. В 1995г. австрийские, датские и американские исследователи сообщили, что в этом качестве они начинают использовать диметиловый эфир. В последующие 2 года было подтверждено, что это топливо может радикально решить проблему использования экономичных дизельных двигателей в городских условиях. Моторные топлива, получаемые из природного газа, не содержат ароматических углеводородов, серы и характеризуются полнотой сгорания. Согласно оценке экспертов, на сегодняшний день наиболее перспективным (альтернативным нефтяному) дизельным топливом является диметиловый эфир. Помимо уже названных преимуществ синтетических топлив, синтезированных из природного газа, ДМЭ характеризуется высоким цетановым числом (55-60 против 40-55 для нефтяного дизельного топлива), а также отсутствием сажи и оксидов азота в выхлопных газах, что особенно важно для крупных городов Получаемый бензин полностью удовлетворяет требованиям последнего евростандарта. Рынок - обычный, но из-за высоких экологических показателей ДМЭ имеет значительные перспективы (имеется проект Программы Миннауки РФ по проблеме "Диметиловый эфир - экологически безопасное дизельное топливо для г.Москва).
Российскими учеными разработаны высокоэффективные процессы получения ДМЭ и высокооктанового бензина (через ДМЭ) на базе природного или попутного газа. Производство ДМЭ осуществляется в две стадии: окисление метана в синтез-газ (смесь оксидов углерода и водорода) и каталитический синтез ДМЭ из синтез-газа. Обе стадии проводятся при повышенном давлении (30-100 атм). Технология получения ДМЭ близка к технологии производства метанола, но отличается существенно улучшенными технико-экономическими показателями. Из 1000 м3 газа можно получить около 1 т ДМЭ и около 0,5 т бензина.
Установка может работать как автономная по энергетике с увеличением расхода газа на -15%. При наличии дешевой электроэнергии в регионе более выгодно использовать энергию со стороны. Данная технология в промышленности отсутствует. Это - принципиально новый процесс. Процессы прямого получения ДМЭ из синтез-газа предлагаются также фирмами МКК (Япония) и Haldor Topsoe (Дания) (реализованы на уровне пилотных установок). В России по данной технологии также построена пилотная установка мощностью -200 кг/сутки с последующим превращением ДМЭ в бензин. В настоящее время начат ее пуск. Установки по получению бензина через ДМЭ в мире отсутствуют. Существуют установки по получению бензина из метанола, где показатели бензина хуже, чем в данной технологии.
Получаемый бензин (октановое число) 92-93 обладает высокими экологическими характеристиками: содержание непредельных углеводородов -1% бензола - 0,04%, дурол, изодурол - отсутствуют.
По объему капвложений и издержкам производства, данные технологии имеют преимущество перед известными зарубежными проектами. Себестоимость товарного ДМЭ, по предварительным оценкам, составит 60 и 90 $ США при цене природного газа 10 и 30 $ США за 1000 м3 соответственно. Аналогичные оценки для 1 т бензина Аи 92 дают 120-130 и 170-180 $ США соответственно. При использовании "бесплатного" попутного нефтяного газа стоимость конечного продукта снижается соответственно на 10 -30 $ США. Оба производства (ДМЭ и бензин) практически не вносят загрязнений в окружающую среду, а при использовании в качестве сырья попутного нефтяного газа, позволяют улучшить экологическую обстановку за счет гашения факелов на нефтепромыслах. Выбросы - дожигаемые горючие газы (СО, Н2, пары метанола и ДМЭ), т.е. С02 и Н2О. Остатки ректификации представляют собой воду с метанолом и ДМЭ, после сжигания те же CO2 и H2O.
В России над реализацией подобного проекта работает целый ряд научно-исследовательских организаций. Японская корпорация "Нихон КоКан" планирует приступить к строительству на Сахалине завода по производству ДМЭ. Среди других стран, где может быть размещено производство диметилового эфира. "Нихон КоКан" рассматривает Филиппины, Австралию, Вьетнам и Китай. Наибольшую активность в данном направлении проявляют компании Shell, ExxonMobil, Sintroleum, Conoco, Sasan.

Хостинг от uCoz